Муниципальное  бюджетное дошкольное  образовательное учреждение Детский сад №37 комбинированного вида

Детский сад основан в 1961 году. Рассчитан на 180 мест, имеет 9 групп для детей от 2х до 7 лет.

В ДОУ созданы необходимые условия для развития и оздоровления детей:

-развивающая  предметная среда оборудована с учетом возрастных особенностей;

-изолированные музыкальный и физкультурный залы, два кабинета  для индивидуальных занятий детей с логопедами,  кабинет психолога,  медицинский  блок, методический кабинет,  осетинская студия;

-залы оборудованы аудио и видеотехникой, проектор с экраном,  в студиях имеются пособия,  методическая литература, игры.

Воспитательно-образовательный процесс построен с использованием парциальных программ и технологий по линиям: физического, интеллектуального, социального, познавательного, эстетического и патриотического воспитания.

Сотрудники ДОУ занимают активную жизненную позицию и потому приучают детей с дошкольного возраста  понимать социальную  значимость  участия  в мероприятиях  различного  уровня. Педагогический коллектив  имеет достаточно высокий  профессиональный уровень, творческий потенциал и способен к инновационной деятельности.

Приоритетным направлением в деятельности дошкольного учреждения является интеллектуальное развитие детей. Исследования интеллектуального развития детей показало, что  именно в дошкольном возрасте происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и дифференциация отдельных участков коры головного мозга, установление связей между ними. Это создает благоприятные условия для начала формирования у ребенка внимания, памяти, мыслительных операций, воображения, речи, интеллекта.

Для более эффективного  интеллектуального развитие детей дошкольного возраста:

-определены формы профессионального обучения педагогов   использования развивающих технологий в образовательном процессе ДОУ;

-разработана структура управленческого цикла по внедрению развивающего обучения в педагогический процесс ДОУ;

-организована методическая помощь педагогам по  интеллектуальному развитию дошкольников;

-создана система обобщения и распространения передового педагогического опыта использования развивающих технологий в педагогическом процессе ДОУ.

Таким образом, воспитательно-образовательный  процесс  в  детском  саду    направлен  на  всестороннее  развитие, воспитание и  обучения  детей  с  использованием  игровых  технологий.

В    детском  саду  реализован  целый  ряд  проектов  различного  цикла. Одним  из  успешно  реализованных проектов  является  проект  «Развивающие  игры  в  образовании».

Убедившись  в  том, что  (в  отличие  от  методики)  в  технологии  есть  готовые  научно-проектированные  цели, средства, способы  организации  диагностики  и что  самое  важное,  гарантия  высокого  уровня  качества  обучения, педагоги  стали  активно  внедрять  в  работу  технологию В.В.Воскобовича.

Все  игры  Воскобовича  объединены  по  принципу  постоянного   усложнения. Игры  проявляют  систему  и  интенсивное  развитие  у  детей  внимания, воображения, речи, логического  и  творческого  мышления. Игровая  технология  строится  на  основе  игровой  деятельности  дошкольника.   Взрослые  находятся  рядом, предлагают   игровые  ситуации, как  старшие  товарищи. Игры  доставляют  детям удовольствие, одновременно  развивая  и  обучая  их.

Ценность  игр  заключается  в  том, что  дети,  зная  игровое  поле,  могут  фантазировать, строить  целые  истории, могут  объединять  в  играх  два - три  названия, отражая  природный  и  предметный  мир.

Бесспорно,  что  от  квалификации педагогов, деловой  активности, умения  взаимодействовать  между  собой  зависит  перспектива  развития  детского  сада. Следующий проект  «Повышение  квалификации  педагогов»,    был  направлен  на  то,  чтобы  педагоги  четко  использовали  в  своей  работе  методы  креативной  технологии. Креативность для наших педагогов -  это  способность  ребенка    удивляться  и  познавать, умение  находить  решение  в  нестандартных  ситуациях. Используя  креативную  технологию,  учим  ребенка  разбираться  в  разнообразии  эмоций  и  чувств  человека, видеть  выражение  эмоциональных  состояний  людей  в  реальной  жизни  и  изображениях. Дети  учатся  находить  сходство  настроений  в  музыке,   живописи, в  состоянии  природы  и  человека. 

Составленный  на  год  перспективный  план  работы  «Использование  креативной  технологии  в  повышении  квалификации  педагогов» был полностью  реализован.

Педагогический  совет - орган  коллективного  решения  основных  вопросов.  Педсовет  в  нетрадиционной  форме способствует  развитию  творческой  активности  каждого  педагога, помогает  в  решении  задач  детского  сада  и  каждого  педагога. Такая  организация  педагогического  совета    мобилизует  весь  коллектив, позволяет  создать  обстановку  личной  ответственности  каждого  за  выполнение   намеченного.

Так на педсовете  «Новые  подходы в работе  с  детьми  по  воспитанию  эмоционально - нравственной  культуры  общения  с  использованием  креативной  технологии», используя  сказку «Наследство  старого  мастера»  удачно  разрешили  проблему  развития  способности  к  ведению  различных  аспектов  одного  явления. На  примере  сказки «Курочка Ряба» педагоги  составляли  сказку  с  учетом  шести  шляп  различных  цветов. До  мелочей  продумали  сценарий, определили  роли, задания. Участники  каждой  группы  выполняли  задание, вырабатывали  цели  и  задачи,  которые  затем  выносили  в  решения  педсоветов .

На  другом  педсовете   решали  вопросы  жизни  и  здоровья  детей, используя  игру «Королевский  двор», где «король»  « придворные  и  министры»,  решали  вопросы  безопасности  детей  «королевства». Задачи  выполнялись  и  проводились  весело  и  интересно.

Очень важные  вопросы  дошкольного  воспитания решались непосредственно, смело, грамотно, необычно. Все  педагоги  были  активны, заинтересованы, показали  глубокие  знания  психологических  особенностей  детей, форм  и  методов  защиты  дошкольников. 

Значительным результатом  работы  по  внедрению  креативной  технологии  считаем  то, что  в  коллективе  не  осталось  пассивных  педагогов,  значительно  улучшился  психологический  климат, взрослые  стали  более  доброжелательны  друг  к  другу, терпимее  и  соответственно  все  это  положительно  влияет  на  взаимоотношения  педагогов  с  детьми  и  родителями. Тренинги,  проводимые  в  детском  саду,  способствуют  переходу  воспитателей  на педагогику  сотрудничества.

Благоприятная  обстановка  в  коллективе  способствует  повышению  эффективности   профессиональной  деятельности,  значительно  снижает  текучесть  кадров,  помогает  более  полному  развитию  талантов  и  способностей  детей.  Создание  благоприятного психологического  климата - результат  кропотливой  работы  всего  коллектива, который    находится  в  постоянном развитии и  творческом  поиске.

В  виду  того,  что  в  детском  саду интеллектуальное  развитие является   приоритетным  направлением, следующий  проект  был  направлен  на  решение  актуальной  цели  и  задачи  по  разработке  системы  развивающего  обучения  для  более  полного  интеллектуального  развития.  Создана  предметно-развивающая  среда  в  соответствии  с  разработанным  перспективным  планом, разработаны  и  адаптированы  к  условиям  детского  сада  конспекты  занятий  по  блокам  развивающего  обучения, собрана методическая литература, комплекты развивающих игр.

Для  проекта  «Мониторинг  качества  образования»  разработана  и  апробируется   новая  система  мониторинга  с  учетом  новых  методик  наблюдения за  деятельностью  педагогического  коллектива  в  рамках  развивающего  обучения    разного направления  (игровая, музыкальная, изобразительная). Подготовлен  дидактический  материал, альбомы, вопросы, задания, таблицы.

После  прослушанного  в  Санкт-Петербурге  семинара «Технология  развивающего  обучения  в  детском  саду»   нами был организован   ряд  консультаций, практикумов. Педагоги  убедились, что  в  отличие  от  традиционного  обучения, где  практически  отсутствует  общение  на  занятиях, страдает  развитие  речи  детей, в  развивающем  обучении  каждый ребенок  обучает  себя  и  учиться у другого, т.е. развивается не только  речь  детей,  но  и  уважение  к  чужой  точке  зрения. Педагоги  научили  детей проявлять  творческое  воображение, ориентироваться в символических  изображениях, производить  мыслительно-практические  эксперименты, осмысленно  общаться  со  сверстниками  и  взрослыми.

Решить  проблемы  развивающего  обучения  возможно  только  при  соответствующей подготовке  кадров. В течение рада лет во всех  формах  методической  работы планировали обучение педагогов технологии развивающего обучения.  Педагоги убеждены   в  том, что  ребенок   осуществляет  поиск  самостоятельно.  А роль  педагога - помочь  ему! Педагог  учится  вместе  с  ребенком,  исследует - вместе, а  не  вместо  него! А  для  этого  воспитатели  проявляют  творчество, креативность, чтобы  включить  каждого  ребенка  в  процесс  исследования. Педагог должен понять,  что  в  основе  развивающего  обучения  лежит  система  научных  понятий  из  разных  областей  знаний: непосредственное  усвоение  нового  материала  (структура, суть  и т.д.)  и  его  использование (действие  с  позиции  освоенности).

Решение  данных  вопросов  подсказало  создание  следующего  проекта «Технология  развивающего  обучения».  Педагоги   приняли участие в  следующих  семинарах - практикумах  по  теме  «Игровые  технологии  в  образовательном  процессе  детского  сада»:

-Игровые  технологии   речевого  развития  детей

-Современные  технологии  социально-личностного  развития  ребенка

-Моделирование, как  одно  из  средств  игровой  технологии

-Игровые  технологии  использования  пособия «Блоки  Дьенеша», «Палочки  Кюизенера».

-Открытые  занятия  по  разделу  « Игровые  приемы  обучения».

Согласно методам развивающего обучения, мы усовершенствовали работу с детьми в  осетинской студии-музее. Если в течение предыдущих лет, согласно перспективно-тематического плана, в гости к детям приходили известные в Осетии люди, рассказывали о себе, о традициях осетинского народа, то в настоящее время мы внедрили разработанную серию сюжетно-ролевых игр в проекте «Встречи в кунацкой». Дети непосредственно имеют возможность на практике отображать обычаи, бытовой уклад семьи, наряжаться в народные осетинские костюмы, использовать традиционные осетинские предметы быта, народные музыкальные инструменты. Благодаря внедрению данного проекта, воспитанники получают возможность «проживать действия», о которых им рассказывают, тем самым лучше запоминать и познавать этнографию, быт, язык своего народа.  Воспитатели разработали темы игр: «В гости к бабушке Нана», «Нартиада», «Праздник первой борозды», «Хадзаронта» (ряженные). Активное участие в подборе дидактического материала, оборудовании осетинской студии приняли родители.

Педагогов нашего   детского  сада  отличает  творческий  подход  к  работе, инициативность, доброжелательность, демократичность  в  общении. Одним  из  условий  достижения  эффективности  результатов  деятельности  ДОУ   стала   сформированность   у  педагогов  потребности  в  непрерывном   профессиональном  росте. 

За  2009-2012 годы  все  педагоги  прошли  аттестацию  и  повысили     уровень  своего педагогического  мастерства.

Воспитатели  Гурциева С.Т.  и  Битарова И.К.  стали лауреатами    конкурса «Учитель  года  2008». 

Светлана  Тасолтановна  стала  обладателем  почетного для педагогов  хрустального  пеликана. 

Воспитатель  Цаболова Р.М.  участник  и  победитель  номинации  конкурса «Учитель  года 2009».

В 2007 году воспитатель  Доева Б.Р. получила  Почетную  грамоту  Министерства  образования  и  науки  РСО-Алания, а  Дзусова Р.В. -  Благодарственное  письмо  Главы республики и  денежную  премию  Мэра  города  Владикавказа.

Специалисты  детского  сада Федотова А.М., Созанова К.М. и Дзусова Р.В.  участники и победители городского конкурса «Лидер в дошкольном образовании 2013».  Стольникова Т.М., Дзусова Р.В.  и Бестаева З.З. являются  авторами  разделов  программы «Полилингвальная модель поликультурного образования», которую  разрабатывают  на  кафедре  ЮНЕСКО  СОГПИ.

Педагоги   эффективно  используют   в  работе  дидактические, развивающие  игры, методы  креативной  технологии, проектно-исследовательский  метод  обучения  дошкольников.

Опыт  работы  в  этих  направлениях  получил  широкое  распространение,  как  в  городе,  так  и  среди  педагогов  республики и был представлен на следующих мероприятиях:

-семинар-практикум  педагогов  города «Использование  креативной  технологии  в  повышении  квалификации  педагогов»;

-научно-практическая  конференция  СОГПИ  «Осетинские  народные  игры  и  игрушки»;

- семинары  для  слушателей  РИПКРО -

а)  «Роль  развивающей  технологии В.В.Воскобовича  в  интеллектуальном  развитии  детей».

б)  «Экспериментально-исследовательская  деятельность  в  детском  саду»;

в) «Использование креативной технологии в повышении квалификации педагогов».

Г) «Использование блоков Дьенеша и палочек Кьюзенера на занятиях в ДОУ»

-семинар для руководителей дошкольных учреждений «Использование методов осетинской народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста».

В итоге изменилась качественная характеристика педагогического коллектива ДОУ: высшую и первую категорию  имеют 90% педагогов. Изменился и образовательный статус воспитателей -20 человек имеют высшее образование,7 – среднее педагогическое.

Результатами нашей работы можно считать:

1.Повышение личностной мотивации педагогического коллектива в использовании современных развивающих технологий в образовательном процессе.

2.Создание и использование развивающей среды в ДОУ в процессе интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

3.Формирование творческой атмосферы педагогической деятельности сотрудников ДОУ, проявление интереса к научно-исследовательской деятельности.

4.Повышение  уровня интеллектуального развития дошкольников.

5.Изменение статуса дошкольного образовательного учреждения №37 как экспериментальной площадки в образовательной системе республики.

6.Придание целенаправленности и системности  инновационной деятельности ДОУ.

Согласно договору с ректорами СОГУ и СОГПИ  на базе детского сада проходит педагогическая практика студентов факультетов психологии и логопедии.

Преемственность в работе со школой №33 дает возможность детям  подготовительных  групп посещать школьные мероприятия, уроки. Педагоги школы частые гости на родительских собраниях и педагогических совещаниях детского сада.